|
|
|
|
|
|
|
Эффективная борьба с шумом требует взаимодействия всех участвующих в постройке катера и, кроме того, особых знаний, которыми обладает лишь специалист в этой области, а не моторостроитель, катеростроитель или слесарь по двигателям.
Основные источники шума на борту большого туристского катера показаны на рис. 253:
— шум от главного двигателя (/);
— шум от дизель-генератора (2);
— свободный выпуск двигателя из труб на транец (3);
— неравномерность гидродинамических сил в районе гребного винта (4);
— шум от вихрей носового буруна (5).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 253. Основные источники шума на моторной яхте длиной 17 м.
|
|
|
|
|
|
Следовало бы добавить шестой источник шума — ветер. Однако к нему, как к естественному явлению, человек достаточно привык и вряд ли когда-нибудь возникала необходимость принятия мер для его локализации.
Шумы и вибрации являются колебаниями, которые распространяются в нескольких направлениях. Образуясь от двигателей, они воспринимаются и передаются фундаментами двигателей, переборками, наружной обшивкой судна, палубой —корпусный (структурный) шум. Одновременно происходит передача звука через воздух — воздушный шум. Третью область, а именно акустику помещений, нет необходимости специально исследовать на малых судах, так как их помещения невелики.
Возвращаясь к рис. 253, кратко исследуем главный источник шума, обозначенный /. При работе двигателей образуются колебания низкой частоты, которые в виде вибрации становятся заметными в определенном районе судна. Возникают также колебания высокой частоты —звуковые, передаваемые через фундамент двигателя на корпус, так что переборки, палубы, наружная обшивка и другие элементы судна возбуждаются к резонансу, т. е. к излучению звука,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|