Если часть площади руля находится перед осью вращения, то уменьшается момент, требуемый для перекладки руля. Все показанные выше рули имеют балансирные части; рули без балинсирной части на катерах вообще не применяют.
Процентная часть балансирной площади должна устанавливаться тщательно и обдуманно. Ничто так не мешает, как перебалансированный руль: при малейшей невнимательности катер резко сбивается с курса. Кроме того, необходимо постоянно удерживать штурвал лишь для того, чтобы удержаться на прямом курсе.
Расчетное определение размера балансирной площади является затруднительным, так как центр гидродинамических сил пера руля не находится в одном месте. Он перемещается в зависимости от угла перекладки и расположен при наиболее часто используемых малых углах отклонения руля вблизи передней трети длины его профиля.
Другими определяющими факторами являются скорость катера, а также тип профиля руля. При очень высокой скорости часто возникает кавитация в районе пера руля. В этом случае задняя часть пера не омывается водой и вообще не работает при малых углах отклонения руля. Чем выше ско] кть катера и чем толще поперечное сечение пера руля, тем меньше должна быть площадь руля перед осью его вращения. Она выражается в процентном отношении к общей площади руля и называется коэффициентом компенсации. При выборе ее величины можно воспользоваться следующей таблицей:
Тип кятрпя Коэффициент
катера компенсации, %
Тихоходный рабочий...... 25
Моторный туристский ..... 20
Малый быстроходный спортивный 16
Гоночный........... Не более 12