|
|
|
|
|
|
|
относительно несколько толще. Широкая лопасть имеет наиболее тонкое сечение и большое сопротивление трению воды. Обычно дисковое отношение площадей равно примерно 50% 83.
62. Гребной винт за катером
Если гребной винт вращать при помощи механического двигателя, то винт засасывает воду перед собой, придает ей ускорение и отбрасывает за корму. Струя от винта, которая образовалась бы независимо от судна,' изображена на рис. 204. Засасываемая спереди масса воды получает максимальное ускорение непосредственно у гребного винта. Благодаря этому обра-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 204. Процесс, происходящий в свободной струе от винта. / — сужение; 2 — закручивание; J — ускорение; 4 — засасывание.
зуется сужение набегающего потока. Одновременно набегающий поток закручивается лопастями гребного винта. Это следует иметь в виду, так как в отбрасываемой винтом струе обычно устанавливают перо руля. Неблагоприятное действие руля иногда можно изменить, приспособив его поверхность, подобно контрпропеллеру, к вращению струи от винта. В результате может быть использована энергия, содержащаяся в закрученной струе. Правда, при этом рассчитывают не на действительный выигрыш в тяге, а добиваются лучших условий для работы руля и уменьшения сопротивления его движению.
Представив катер буксируемым при помощи длинного троса, можно легко проследить за возникающими потоками. В первую очередь образуется потенциальный попутный поток из-за вытеснения (в стороны) носовой частью судна определенного количества воды, которое затем снова заполняет образовавшуюся пустоту в кормовой части судна.
Вдоль корпуса судна возникает значительное трение воды. Слой, становящийся к корме все толще, называют пограничным.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|