1 2 J * 5
Рис. 120. Глиссирующие катера на высокой скорости подлетают даже при сравнительно небольшом волнении. Показан подлет катера на волне при ветре около
4 баллов.
1 — положение катера при высокой скорости иа тихой воде; 2 — носовая часть катера аа вершине волны; 3 — катер подбрасывается в воздух; 4 — полет катера с приподиятьы носом; 5 — при ударе корма первой касается воды.
вызывает такие безумные прыжки, которые может выдержать лишь человек, получивший огромную спортивную закалку.
Любая не слишком маленькая волна действует на катера, предназначенные для гонок в прибрежной зоне, подобно трамплину. Даже полное безветрие на море не гарантирует быстрого хода, поскольку мертвая зыбь вызывает такой же эффект. На рис. 120 показано, как катер в результате высокой скорости подлетает на волне. При этом гребной винт часто полностью выходит из воды и двигатель работает без нагрузки. Подлетев, катер затем с большой силой ударяется о воду, образуя тучу брызг и пены. Чтобы уменьшить этот удар, одинаково опасный для людей и для катера, придумали V-образные шпангоуты глубокой формы, без которых немыслимы морские гоночные катера.
В журналах гоночный катер всегда изображают во время высокого прыжка, так как это производит сильное впечатление на читателя. Следует обратить внимание не на прыжок катера и вращающийся гребной винт, а на поверхность моря. По отсутствию белых пенистых гребней можно определить силу ветра,. равную 3 баллам. Далеко отстоящие друг от друга пенистые гребни показывают, что сила ветра, очевидно, достигла 4 баллов. Прыжок катера представляется просто не соответствующим состоянию моря. Но поверхность моря производит обманчивый эффект не только на фотографии, но и при наблюдении с берега. Волны становятся заметными лишь тогда, когда образуются пенистые гребни, что происходит при ветре силой 5 баллов. Это наибольшая