32. Моторно-парусные яхты
Поскольку ветер, рассматриваемый в качестве единственной движущей силы, нерегулярен и ненадежен, каждая не слишком маленькая парусная яхта имеет в своем распоряжении вспомогательный двигатель. Исходя из тех же соображений некоторые владельцы моторных яхт и катеров стали устанавливать вспомогательное парусное вооружение, особенно в тех случаях, когда суда оборудованы одномоторной установкой.
Запасные паруса различного вида, часто используемые на моторных туристских катерах, выполняют еще и вторую задачу, а именно: действуют в качестве устройства для умерения качки. Два примера расположения такого парусного вооружения рассмотрены далее в главе, посвященной успокоителям качки.
При постройке моторно-парусной яхты (рис. 104) исходят совсем из других положений. Здесь не требуется запасное парусное вооружение; на помощь ветра в случае неисправности двигателя не рассчитывают, но паруса используют в качестве основного источника энергии для движения яхты. После длительных переходов «под мотором» и при благоприятном попутном бризе механический привод совсем отключается и яхта беззвучно идет под парусами. Чтобы оценить по достоинству это чувство удовлетворения ходом под парусами, нужно его испытать.
При виде хорошо оснащенного парусами судна испытываешь также и успокоительное чувство безопасности.
Передвижение моторно-парусной яхты обеспечивается двумя противоречивыми силами: природной силой ветра и разумом человека, помноженным на энергию машины.
Парусную яхту, оснащенную двигателем повышенной мощности, можно назвать моторно-парусной. Если моторный катер ходит под парусами, то его тоже допустимо считать моторно-