ности потребуется лишь = 4,9 той мощности, которая была
необходима при R = 5,26.
В том случае когда для обеспечения дальности плавания на экономичном ходу уменьшают скорость, катер на пике сопротивления при R — 5,25 находится в благоприятных условиях. С переходом на «половинную» скорость (R = 2,6), значение Ср уменьшится с 5,9 до 2,01 Если этой скорости по обычному расчету соответствует 1/8 первоначальной мощности, то из-за снижения С„ с 5,9 до 2,0 действительная потребная мощность составит лишь
1 2,о 1/0 • -~ ^ 1/8 первоначальной.
Универсальность кривой сопротивления позволяет использовать ее шире, чем показано выше. G помощью этой кривой можно:
1) рассчитать мощность катера для изменившейся скорости;
2) сравнить мощность сходных катеров различных размеров и скоростей;
3) приближенно рассчитать скорость катеров любого размера и с любой мощностью двигателя.
Формула, относящаяся к п. 1, воспроизведена в диаграмме. Она содержит следующие обозначения: pSa — известная мощность двигателя на гребном винте; pSx — полученная новая мощность двигателя; va — известная скорость; vx — полученная новая скорость; — коэффициент известной скорости катера; Срх — коэффициент полученной скорости.
Для сравнения различных катеров необходимо знать их водоизмещение. Его значение вводится затем в формулы в степени 2/8. Поэтому к приведенным выражениям прибавляется еще третье, частное:
D*3/D2J3, где D — водоизмещение, м3.
Используя результаты ходовых испытаний катера длиной, например, 10 м для расчета скорости катера аналогичной формы, о других размерений, можно с помощью указанного выражения получить хорошее приближение, хотя такой расчет не будет абсолютно точным. Применяя кривую Ср и допуская упрощения, можно также рассчитать скорость катера или мощность двигателя с удо-летворительным приближением. Эти упрощенные расчеты производят по формулам:
мощность двигателя (в л. с.)]
<? _ Сру3Р2/3 . Р°а~ lOOtip '
скорость (в м/с)