|
|
|
|
|
|
|
|
|
скоростей, слева, появляется крутой подъем, показывающий значительно большее увеличение мощности, чем «по вакону третьей степени». Правее пика сопротивления прирост мощности становится меньше и лишь при очень большой скорости он почти точно соответствует начальному закону 28. С этой кривой следует сверять расчет необходимой мощности для увеличения скорости.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 П 16 18 20 22 24-R = vfyJT, км/ч и м
|
|
|
|
|
|
Рис. 59. Основная диаграмма для расчета необходимой мощности двигателя от малого хода до наибольшей скорости. От нуля до вершины большого пика сопротивления мощность увеличивается значительно больше, чем в третьей степени скорости. При переходе через этот пик каждый катер попадает снова в более благоприятную зону. В верхней части диаграммы изображены четыре режима движения (/—i) в зависимости от R = vIVl.
1 — дрейф; 2 — плавание; 3 — переходный режим (частичное глиссирование); 4 — глиссирование; 5 — кривая для округлой кормы; 6 — кривая для удачных катеров; 7 — малый пик сопротивления; 8 — большой пик сопротивления.
|
|
|
|
|
|
Если большой туристский тихоходный катер, коэффициент скорости которого R = 3-ь4, идет с экономической скоростью при небольшой мощности двигателя, то увеличивать скорость до R = 5 нецелесообразно. В противном случае катер окажется в режиме сильного волнообразования и будет иметь невыгодную скорость у большого пика сопротивления. Поскольку кривая на этом участке поднимается круто, потребуется большое увеличение мощности.
Если катер в районе пика все же идет со скоростью R = 5,25, но имеет форму, пригодную для удваивания скорости, то при R = 10,5 он достигнет значительно более благоприятного движения. Коэффициент мощности Ср понижается с 5,9 у пика сопротивления до 3,6. Для удвоения скорости «по закону» необходима восьмикратная мощность двигателя. Но поскольку здесь значение Ср существенно уменьшилось, то вместо восьмикратной мощ-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|