|
|
|
|
|
|
|
|
сильном встречном ветре и даже шторме или очень высокой скорости судна возникает значительно большее воздушное сопротивление. Здесь следует упомянуть также о том, что ветер может в значительной степени помешать причаливанию и отчаливанию, поскольку во время выполнения этих маневров судно почти не имеет хода. Моторные катера в подобных условиях довольно часто получали повреждения. Не имея хода, катер не слушается
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ff = v/VU
Рис. 18*. Основные составляющие полного сопротивления: у верхней кромки — воздушное сопротивление (/), в середине — сопротивление формы (2) и внизу — сопротивление трения (3). Следует обратить внимание на значительное сопротивление трения при всех скоростях, за исключением области большого пика (R = = 5,25). Показаны также неблагоприятные условия плавания катеров с закругленной кормой (4) при R р> 4,5.
|
|
|
|
|
|
руля, оказывается во власти сильного ветра и попадает в трудное положение; его может нанести на стоянку других катеров, на чужие якорные цепи, на берег.
Сравнивая три основные части полного сопротивления (рис. 18) — сопротивление формы, трения и воздуха, можно сделать полезный вывод: поскольку сопротивление воздуха, как и сопротивление трения, подчиняется в основном закону увеличения сопротивления пропорционально квадрату скорости, то для того чтобы в два раза увеличить скорость, необходимо преодолеть в четыре раза возросшее сопротивление. Но сопротивление формы зависит от особых закономерностей волнообразования. От самого малого хода до пика сопротивления при R — 5,25 сопротивление формы по отношению к скорости возрастает значительно больше, чем в квадрате. За пиком сопротивление формы увеличивается меньше, чем скорость в квадрате.
Если на тихоходных катерах развить повышенные скорости, то катера окажутся в невыгодном положении, так как сопротив-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|