|
|
|
|
|
|
|
и быстроходных спортивных катерах такой вид движения следует характеризовать не как чистое глиссирование, а как полет при помощи судового движителя 10.
Сравнительная таблица четырех видов движения (рис. 16)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость (км/ч) при длине по ватерлинии L, ы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переходный режим (частичное глиссирование)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В литературе нередко приводятся значения относительной скорости, выраженные в английской системе мер, т. е. скорость в узлах и длина по ватерлинии в футах. Ниже указывается переводной коэффициент для получения метрического значения R, используемого в этой книге. Переводной коэффициент приведен также и для числа Фруда — безразмерного коэффициента скорости. Наконец, переводной коэффициент предусмотрен и для тех случаев, когда относительная скорость выражена в узлах и метрах.
Относительная скорость (английские узлы и футы) X 3,355 = /?
Число Фруда.................XI 1,277 =/?
Ход (уз), длина (м).............. X 1,852 = R
|
|
|
|
|
|
4. Сопротивление воды движению судов (некоторые пояснения)
Любое волнообразование связано с безвозвратной потерей мощности двигателя. Для такого явления было найдено определение — сопротивление формы, поскольку понятие «волновое сопротивление» не выражает причину возникновения сопротивления. На всех кромках обтекаемого контура и у выступающих частей образуются вихри. Все конструктивные части катера, такие, как руль, кронштейн гребного вала, водоприемные козырьки, боковые кили, обусловливают весьма существенное частичное сопротивление и входят в понятие «сопротивление формы»12.
Значительная часть мощности двигателя затрачивается на преодоление важной части сопротивления — трения воды о корпус катера. Действительное сопротивление трения часто недооцс-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|