|
|
|
|
|
|
|
тем режиме плавания. Недостаточное внимание к этому часто приводило к неправильным конструкциям. Чтобы уяснить переход процессов от ступени к ступени, целесообразно выделить несколько периодов (рис. 11):
R = 3. Ниже коэффициента скорости R — 3 образуется очень незначительное волнообразование, заметного изменения дифферента нет. Рекомендуется применять скругленную эллиптическую корму. Современные быстроходные океанские лайнеры плавают при R = 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 11. Волнообразование и дифферент 10-метрового туристского катера «Диана». При R = 4 заметен небольшой дифферент на нос. Значительный подъем всего катера при R = 10 указывает на начало появления динамической подъемной
силы.
R — 4. Судно идет на 1/я длины волны. Вторая вершина волны находится у кормы и приподнимает ее. Благодаря этому на ходу возникает определенный дифферент на нос — явление, часто наблюдаемое у больших моторных яхтг.
R = 4,5. До этого значения коэффициента скорости можно смело использовать закругленную или заостренную форму кормы. Суда с широким транцем и очень плоским у кормовой оконечности днищем имеют дифферент на нос.
R — 4,9. Это верхний предел скорости, достигаемой судами с закругленными кормовыми обводами. Возникает большая попутная поперечная волна, и вся корма погружается в первую подошву волны. Ход в высшей степени неэкономичный, требующий неоправданно высокой мощности.
R = 5,25. Любой катер находится в точке наибольшего относительного сопротивления. Даже при благоприятных обводах корпуса судна образуется сильная попутная поперечная волна. Ни одно судно с округлой кормой не сможет достигнуть этой скорости.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|