сильно дифферентуются на корму, что бедный рулевой лишается достаточного обзора? Почему катера иногда образуют такую тяжелую, пожирающую мощность кормовую волну? . . . Или надоедливый шум от двигателя, вибрация? Насколько можно избежать всего этого благодаря правильно спроектированной установке, амортизирующей изоляции!
Малотоннажное судостроение — это ремесло и искусство, техника и наука, объединенные в единое целое. Один расчет, даже выполненный при помощи ЭВМ, не дает окончательного решения. Творчества самого по себе тоже недостаточно. Для окон-' чательного решения необходимо сочетание упомянутых факторов, однако ведущим из них является техника. Только от нее зависят прочность и долговечность, скорость и маневренность, остойчивость и мореходные качества.
В настоящей работе сделана попытка рассмотреть часто встречающиеся проблемы и предложить определенные ответы на них в форме, доступной читателю, не имеющему специального технического образования.
Мне посчастливилось, что почти половина всех заказов, выполнявшихся нашей верфью, относилась к служебным судам (от моторных спасательных катеров до бензозаправщиков для гидросамолетов), и я мог заняться самым большим хобби моей жизни — постройкой яхт *. Но требования к яхтам слишком велики. Едва ли в мире найдется такое же сложное сооружение, как современный катер или моторная яхта, где на очень малом пространстве размещено столько элементов: бытовое, механическое и электрическое оборудование.
Существует ли идеальное судно? Я думаю—да, если требования к нему соответствуют практическим и техническим возможностям. Некоторые рекомендации по этому вопросу можно найти в данной работе. Я часто мечтал встретить заказчика, для которого смог бы спроектировать и построить идеальный катер. Заказчик указал бы только желаемые размеры, особенности и оборудование катера, но не затрагивал вопроса о затратах . . . Можно было бы построить великолепный катер! Этого идеального заказчика я жду до сих пор.