Едва ли существует на свете нечто более захватывающее, чем раскрытие тайн движущегося судна. Обводы судна и строительный материал, движение при помощи ветра или двигателя, спокойные внутренние воды или открытые моря, является ли судно спортивным катером или транспортным средством — все эти факторы накладывают на него свой отпечаток.
Любое начало — это чистый лист бумаги, на котором возникает эскиз желаемого судна. Затем появляется форма, выявленная в теоретическом чертеже, но секрет его линий стоит лишь на втором месте. Важнее выбрать оптимальные соотношения между длиной, шириной, водоизмещением и машинной установкой. Мореходность и ходкость несомненно зависят от обводов судна, однако решающий фактор — это рационально выбранные соотношения размерений. Можно смело сказать, что почти все моторные катера и яхты (99%) могут быть улучшены, а половина из них должна быть улучшена! Каждая новая разработка катера порождает необходимость ответить на многие вопросы.
Какой должна быть ширина катера, чтобы достичь требующейся остойчивости, разместить желаемое оборудование и при этом не вызвать большого сопротивления движению? Какая длина избавляет от неблагоприятного внешнего вида и тяжелого хода, не увеличивая расходы и не усложняя эксплуатацию? Какой выбрать двигатель по мощности и весу, частоте вращения и надежности?
Часто еще до начала постройки при выборе размерений, мощности двигателя совершают ошибки в оценке веса. Нередко при проектировании возникают ошибки из-за недоразумений в методике. Какими преимуществами обладают V-образные обводы по сравнению с круглоскулыми? Как ведут себя катера с такими обводами на волнении? Почему некоторые катера на ходу настолько