SeaDragon

english


Основные характеристики судна
Длина наибольшая 9.15 м
Ширина наибольшая 2.30 м
Водоизмещение
(без нагрузки)
1500 кг
Килеватость на миделе 24 °
Килеватость на транце 22 °
Максимально допустимая мощность подвесных моторов 2 x 300 л.с.
Топливный бак 500 л
Пассажировместимость 5 чел.
   
Коммерческое предложение
Скоростной катер Sea DragonГлавнаяКоординаты
В СССР серийно выпускаются подвесные лодочные меторы мощностью от 2 до 30 л. с, отвечающие общему техническому уровню современных подвесных моторов таких же размеров. Ведутся работы по созданию более мощных отечественных подвесных лодочных моторов.
76 Действительно, газовые турбины, завоевавшие авиацию н все шире используемые в качестве мощных энергетических установок различного назначения, включая и машинные установки больших судов, почти не находят применения в катеростроении, если не учитывать их успешного использования иа больших катерах специального назначения. Сейчас трудно дать обоснованный и уверенный прогноз о расширении использования газовых турбин как главных механизмов различных катеров, однако следует отметить, что экономичность газовых турбин резко увеличилась за последние 5—6 лет и сейчас приближается к экономичности дизелей. Правда, высокоэкономичных турбин малых мощностей (до 50—100 л. с.) еще нет, и экономические режимы работы газовых турбии имеют весьма узкие пределы нагрузок.
77 Автор повторяет рекламное утверждение новозеландской фирмы «Гамильтон» о создании высокоэффективного водометного движителя для быстроходных катеров путем замены выброса струи из сопла под воду иа выброс струи в воздух. В действительности замена подводного выброса струи надводным воздушным выбросом не дает принципиального повышения эффективности водометного движителя. По-видимому, в описанном случае первоначальная конструкция водомета Гамильтона, имевшая подводный выброс, была весьма неудовлетворительна и не соответствовала характеристикам небольшого полуглиссирующего катера, на котором испытывали этот водомет. Удачный выбор схемы водомета, влияющей на его эффективность, зависит от конкретных условий, конструкции катера и его скорости, мощности двигателя и др. В частности, нередко предлагаемые конструкции водометов с подводным выбросом струи через поворотное сопло или другое подобное устройство для обеспечения высокой маневренности, расположенное под днищем катера и создающее дополнительное сопротивление воды его движению, непригодны для быстроходных катеров, особенно для рассчитанных на переходный режим движения или глиссирование. Такие водометы на быстроходных катерах могут привести только к неудовлетворительным результатам и дискредитировать себя. Для быстроходных катеров применяют только водометы с надводным выбросом струи, у которых полностью отсутствуют выступающие части на днище катера.
78 Это вызывает сомнение, так как водометные движители не обладают преимуществами перед гребными винтами в высоком упоре сразу после включения хода.
79 Вот в этом и кроется успех водометов Гамильтона! Их используют тслько иа быстроходных катерах с малой нагрузкой на 1 л. с, т. е. в условиях, обеспечивающих возможное приближение к оптимальному коэффициенту полезного действия движителя. О водометных движителях и их расчете можно прочесть в книгах: А. Русецкий, М. Жученко, О. Дубровин. Судовые движители. Л., «Судостроение», 1971; А. Папир. Водометные движители малых судов. Л., «Судостроение», 1970.
80 Прогноз автора оказался справедливым. В 1970—1975 гг. в США, Канаде, Италии были созданы опытные большие катера на подводных крыльях с газовыми турбинами и водометными движителями (например, итальянские сторожевые катера водоизмещением около 60 т с газовой турбиной мощностью 5000 л. с. и со скоростью 50 уз). Американская самолетостроительная фирма «Боинг» серийно строит с 1974 г. пассажирские теплоходы на автоматически управляемых подводных крыльях с двумя газовыми турбинами мощностью по 3300 л. с, работающими на водометные движители и обеспечивающими скорость до 45 уз. Эти теплоходы при водоизмещении около 106 т имеют пассажировместимость 190—250 человек. В СССР построен речной газотурбоход на подводных крыльях «Буревестник» пассажировместимостью 150 человек при водоизмещении около 67 т. Две газовые турбины, работающие на водометные движители, обеспечивают «Буревестнику» скорость до 95 км/ч.
81 Высказанные соображения справедливы для «аэрокатеров», т. е. для относительно небыстроходных катеров с воздушным винтом. Возможность и целесо-
   
статьи, пресса, мировые обзоры оглавление
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9
SeaDragon