SeaDragon

english


Основные характеристики судна
Длина наибольшая 9.15 м
Ширина наибольшая 2.30 м
Водоизмещение
(без нагрузки)
1500 кг
Килеватость на миделе 24 °
Килеватость на транце 22 °
Максимально допустимая мощность подвесных моторов 2 x 300 л.с.
Топливный бак 500 л
Пассажировместимость 5 чел.
   
Коммерческое предложение
Скоростной катер Sea DragonГлавнаяКоординаты
ной обработке проверенных данных по большому числу испытанных катеров, которые являются обычными удачными катерами, может быть использован при проектировании. Вопрос лишь в том, чтобы принятый метод расчета соответствовал типу проектируемого катера, чтобы номограмма для расчета скорости гоночного глиссера ие использовалась для расчета скорости мореходного туристского катера; чтобы метод расчета скорости, разработанный путем обработки результатов испытаний моторно^парусных яхт, не применялся при проектировании быстроходных спортивных катеров и т. д. Многие эмпирические формулы номограммы для расчета скорости мотолодок, катеров и глиссеров приведены в книгах Л. Л. Ро-маненко, Л. С. Щербакова (Моторная лодка. Л., «Судостроение», 1971); Ю. В. Емельянова (Малые туристские моторные суда. Л., «Судостроение», 1967); Л. М. Кривоиосова (Расчеты и чертежи в любительском судостроении. Л., Изд-во ДОСААФ, 1964).
27 По-видимому, X. Баадер имеет в виду, что даже самая тщательная отработка обводов, без столь же внимательного рассмотрения и оптимального решения остальных вопросов проектирования катера, не обеспечивает получения удовлетворительных результатов; однако это ни в коем случае нельзя понимать как указание на маловажность, вторичность задачи нахождения оптимальных обводов. Такая задача всегда остается первостепенной, особенно для быстроходных катеров. Недостаточно обоснованным представляется утверждение автора о большом значении абсолютного размера катера при оценке его «удачности». Тезис автора, что маленькие катера всегда малоудачны, а большие почти всегда удачны, может быть объяснен лишь тем, что при практически встречающихся абсолютных скоростях маленькие катера всегда быстроходнее (имеют высокую относительную скорость r), а создание быстроходных катеров труднее, чем тихоходных, и возможность ошибок и неудачных конструкций при больших значениях r много выше, чем при r < 4,5.
28 X. Баадер достаточно своеобразно рассматривает сопротивление воды движению катеров. Его изложение отличается от принятого в отечественной судостроительной литературе. Однако поскольку сделанные автором выводы правильны и их обоснование связано с последующим текстом, перевод сделан без принципиальных изменений. Вопросы ходкости катеров могут быть дополнены материалами, изложенными в книгах Л. Л. Романенко, Л. С. Щербакова и Л. М. Кривоиосова (см. замечание 26) и в книге Я- И. Войткунского «Сопротивление воды движению судов», Л., «Судостроение», 1964).
29 Вновь повторяемое X. Баадером утверждение об априорной «неудачности» абсолютно малых катеров, как и обоснование этого относительно большим значением сопротивления трения, остаются на ответственности автора. Рекомендации об исправлении величины Ср в зависимости от качества обводов тоже не могут считаться бесспорными, тем более что предлагаемые критерии качества обводов выражены весьма нечетко. Однако автору книги нельзя отказать в обширном практическом опыте создания различных катеров и в умении представлять этот опыт в обобщенном виде. Взгляды X. Баадера на те или иные вопросы проектирования катеров, даже если они в какой-либо части вызывают сомнения и не могут быть безоговорочно приняты, интересны тем, что отражают практику зарубежных катеростроительных верфей и проектных бюро.
30 Вот уж действительно «коммерческий подход» к решению технических вопросов! Следует иметь в виду, что изложенные здесь соображения относятся к достаточно большим моторным яхтам. Как видно из последующего, X. Баадер ие является принципиальным противником катеров с малым ^отношением длины к ширине. Когда речь идет о небольших быстроходных катерах, он сам приводит примеры хороших катеров с современными соотношениями размерений.
31 Этот пример, как и сделанный вывод, относится к большому туристскому катеру (морской моторной яхте), но даже в этом случае он не столь очевиден, как утверждает автор. В применении же к средним и малым катерам он недоказателен.
32 Society of Naval Architects and Marine Engineers — общество инженеров-кораблестроителей и морских инженеров-механиков (США).
33 В рассуждениях автора о сравнительных характеристиках катеров «длинного и узкого» и «короткого и широкого» ясно видно стремление привести чита-
   
статьи, пресса, мировые обзоры оглавление
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9
SeaDragon