Помимо скорости ветре, указанной в метрах в секунду, на рис. 224 приведена сила ветра по шкале Бофорта. Пользование диаграммой поясним с помощью примера.
В течение 5 ч господствует ветер силой 6 баллов. В таком случае необходимо рассчитать высоту волны, равную в среднем 2 м. При этом, правда, предусматривается открытый участок моря протяженностью не менее 25 морских мнль, охваченный действием ветра до того, как он достигнет наблюдаемого моста. Если ветер имеет силу 4 балла, то высота волны, равная 1 м, появится только через 20 ч действия ветра н едва лн увеличится при более продолжительном его действии.
Длина волны определяется аналогичным способом. Следует отметить, что длина волны непрерывно увеличивается прн неизменном действии ветра. Так, при силе ветра 6 баллов образуются следующие длины волн: через 5 ч действия ветра — 25 м, через 10 ч — 36 м, через 25 ч — 70 м н спустя 80 ч — 150 м.
80. Успокоение качки на моторных катерах
Когда парусные суда для перевозки пассажиров были заменены пароходами, безопасность плавания повысилась, но исчезло успокаивающее качку действие паруса. С помощью паровой машины был действительно найден привод, более надежный, чем сила ветра, но качка судна усилилась и вредила самочувствию пассажиров.
Поэтому уже с началом развития судоходства искали средства для успокоения бортовой качки. Многочисленные крупные суда — грузовые и пассажирские, военные корабли и рыболовные траулеры — были оборудованы успокоительными боковыми килями Стабилизации пытались достигнуть с помощью огромных гироскопов; устанавливались так называемые успокоительные цистерны. С недавних пор стали применять управляемые боковые рули, выступающие в обе стороны под водой из корпуса судна. Они настолько хорошо зарекомендовали себя, что теперь едва ли строят какое-либо пассажирское судно без этих рулей.
Боковые кили применяют и на туристских катерах, и на моторных яхтах. Проводились исследования по использованию успокоительных цистерн; хотя и можно было ожидать положительного результата, однако практическое использование их на моторных яхтах неизвестно.
Стабилизирующее парусное вооружение. Для того чтобы уменьшить колебания судна, подвергающегося бортовой качке на волнении, необходимо приложить к корпусу судна какие-то силы. При установке успокоительных цистерн они состоят из сил инерции. Иногда используют сопротивление воды при бортовых килях и боковых рулях. Однако парусное вооружение возвращает к давно испытанному успокоению бортовой качки на парусных судах.
Паруса для успокоения бортовой качки характеризуются тремя признаками: 1) не подвергаются влиянию волнения, а ра-