где pSa — мощность двигателя, отданная гребному винту, л. с; ns — частота вращения гребного винта, об/с; va — поступательная скорость гребного винта в попутном потоке, м/с.
Определение величины Уа'5 может показаться затруднительным. Но поскольку необходимо лишь оценить к. п. д., то не следует придавать большое значение попутному потоку. Для быстроходных катеров его не учитывают, для тихоходных в зависимости от положения винта его скорость вычитают из действительной скорости катера (5—10%). У очень тяжелых катеров с большой осадкой скорость попутного потока иногда достигает 30%.
Дробную степень 2,5 можно вычислить с помощью логарифмической линейки. Она равна Y~v~a-i?a.
На рис. 215 дана кривая оптимальных к. п. д. гребного винта в зависимости от коэффициента нагрузки Съ. При Съ, несколько меньшем 0,5, к. п. д. достигает максимального значения (почти 75%) и затем довольно быстро падает. При Cb = 1 получается хороший к. п. д. (68%); при Сь = 10 сохраняется лишь 40% использованной мощности двигателя, а 60% составляют потери. Большинство гребных винтов работаете коэффициентами нагрузки между 1 и 10.
Знать к. п. д. гребного винта необходимо, если требуется произвести строгий расчет скорости.
Составной частью коэффициента нагрузки Съ является частота вращения, которая с математической точки зрения более важна, чем мощность двигателя, от которой в Сь входит лишь квадратный корень. Однако частота вращения при помощи соответствующего редуктора может быть выбрана произвольно в сравнительно широких пределах. Для решения вопроса о том, чему отдать предпочтение при покупке катерного двигателя — прямой передаче или редуктору, необходимо подсчитать коэффициент нагрузки и определить выигрыш или потерю в к. п. д. гребного винта для каждой частоты вращения.
Если найден приемлемый к. п. д. или подходящий редуктор, то необходимо проверить по диаграмме для диаметров гребного винта, позволяет ли место под судном и допустимая осадка применить гребной винт с увеличенным диаметром. Было бы бессмысленно