|
|
|
|
|
|
|
|
винта. Если скорость превышает 75 км/ч, то рекомендуется применять ускорительную передачу (мультипликатор).
Для использования ускорительных передач на гоночных катерах есть еще и другая причина. Чем выше частота вращения гребного вала, тем меньше становится передаваемый крутящий момент при одинаковой мощности энергетической установки. Следовательно, можно выбрать небольшой диаметр гребного вала, образующий меньшее сопротивление в воде и дающий экономию в весе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 188. Диаграмма зависимости к. п. д. гребного винта быстроходного спортивного катера от частоты вращения двигателя и диаметра виита.
Кривые А— Б соответствуют передаточным числам и диаметрам гребиого виита: А — 2 ; I — 0.45 м; £ — 1:1— 0,31 м.
|
Рис. 189. Диаграмма зависимое!* к. п. д. гребного винта гоночного катера от частоты вращения двигателя и диаметра винта.
Кривые А— Б соответствуют передаточным числам и диаметрам гребного виита] А _ I ; 1 _ 0,28 м; Б — 1:2 — 0,20 к.
|
|
|
|
|
|
Большие гоночные катера неограниченного класса с устаревшими форсированными авиационными двигателями не смогли бы при невысокой частоте вращения гребного винта, несколько превышающей 3000 об/мин, достигнуть рекордных скоростей — более 250 км/ч. Поэтому для таких двигателей применяют ускорительные передачи с передаточным числом 1 : 3, в результате при 10 000 об/мин достигается лучший к. п. д. гребного винта. Одновременно можно значительно уменьшить диаметр винта.
Любая передача, естественно, использует часть мощности двигателя (1—2%). Но поскольку увеличенный гребной винт дает не только расчетный выигрыш к. п. д., но и небольшой выигрыш, вызываемый масштабным эффектом (уменьшение влияния трения на лопасти гребного винта), то потерями от передачи можно пренебречь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|