|
|
|
|
|
|
|
|
Приведенный выше пример взят из практики. Владелец катера не принял наиболее выгодное передаточное число (3 : 1), так как считал, что гребной винт диаметром 0,53 м не может быть использован из-за увеличения осадки (рис. 185). Все же окончательно выбранное передаточное число 2 : 1
|
|
|
по сравнению с прямой передачей дало выигрыш в скорости 7 км/ч.
На четырех диаграммах (рис. 186—189) показана зависимость диаметра гребного винта, его частоты вращения (при использовании редуктора с различными передаточными числами) и к. п. д. гребного винта.
Диаграмма на рис. 186 относится к тяжелому рыболовному боту. Однако кривые А—Д действительны для любого катера, который при мощности двигателя 100 л. с. и частоте вращения 3000 об/мин развивает скорость 25 км/ч. При небольших скоростях выигрыш будет тем больше, чем ниже частота вращения и больше диаметр гребного винта. Установка двигателя с частотой вращения 3000 об/мин и прямой передачей привела бы к непростительной расточительности в расходе топлива и мощности двигателя. Кроме того, пострадали бы маневренные качества катера, так как небольшой гребной винт не может обеспечить малый выбег катера, увеличенную скорость и управляемость на заднем ходу.
Передаточное число 3 : 1 для тяжелого катера при данных условиях, очевидно, является минимальным. При выборе слишком высокого передаточного числа гребной винт соответствующей величины может не поместиться под днищем катера.
Диаграмма на рис. 187 относится
|
|
|
|
|
|
|
к обычным моторным туристским катерам и охватывает диапазон скоростей от 10 до 50 км/ч. При скорости ниже 25 км/ч эти данные совпадают с данными диаграммы на рис. 186. Повышенные передаточные числа не приведены, так как им
|
Рис. 185. Соответствие диаметров гребного винта передаточным числам (от 1 ! 1 до 8 : 1). При максимальном передаточном числе и наибольшем диаметре гребного винта осадка судна значительно увеличивается.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|