|
|
|
|
|
|
|
пятитонного катера, предназначенного для скорости 22 км/ч, а 10-тонного — для 25 км/ч, окажется критическим (повышенное сопротивление, увеличенный расход топлива, излишнее волнообразование). Для катера же с удлиненными обводами, напротив, в этом случае потребуется меньше половины мощности.
Чтобы показать в качестве сравнения соответствующие относительные значения указанного катера длиной от 10 до 11 м и водоизмещением 5 м3, необходимо выбрать для него модели удлиненной формы. Все размеры можно считать по ватерлинии, причем для 11-метрового катера допустима длина по ватерлинии 10,4 м. Пятитонный катер будет соответствовать группе моделей со следующими размерениями:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как уже было отмечено, для широкого катера, по сравнению с узким, требуется удвоенная мощность двигателя. Но если он попал в критическую полосу, то это положение не будет относиться к катерам с предельным отношением длины к ширине. Мощность двигателя очень широкого катера может быть даже утроена при одинаковом с узким катером водоизмещении.
Угол дифферента также показывает, насколько неудовлетворительно поведение короткого катера и как выгодно отличается от него поведение длинного катера в критической зоне. Необходимо обратить внимание на протяженность зоны Б. Она охватывает наибольшее количество спортивных катеров со средней скоростью. Зона В является промежуточной между зонами Б и Г. В зоне Г все катера равноценны: как длинные и узкие, так и короткие и широкие. Это получается потому, что короткие катера идут с повышенной относительной скоростью, когда благоприятно сказываются динамические силы поддержания. Длинные и узкие катера лишь частично выгадывают от действия динамических сил, а главное их преимущество все же — удлиненные обводы 33.
За промежуточной зоной Д находится зона Е, где катера любой ширины почти равноценны.
На рис. 62 представлена диаграмма, которой следует воспользоваться. Она показательна прежде всего в опасной средней полосе и является хорошей советчицей!
Часто возникает необходимость определить приблизительное водоизмещение для заданного размера катера. Оно зависит от объема помещения катера, от конструкции, легкой или тяжелой,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|