|
|
|
|
|
|
|
|
(длина 74,5 м, ширина 13,4 м, LIB = 5,5) и «Лайтнинр барк» (длина 68,2 м, ширина 11,0 м, LIB = 6,2). Такие соотношения длины и ширины сегодня отверг бы любой владелец моторного катера, но они соответствуют старинной морской крейсерской яхте Эртца, которая при длине 13 м имела ширину 2,2 м. В некоторых случаях теперь впадают в другую крайность. Туристский катер длиной 14 м и шириной от 3,5 до 4 м еще возможен, но при этой длине стали увеличивать ширину до 5 м и более. Такие
|
|
|
|
|
|
|
суда будут неудачниками в эксплуатации; последующее удлинение их неизбежно S1.
Серия ТМВ-62 американских модельных испытаний, о которой доложил Клемент на сессии SN АМЕ 32 в ноябре 1963 г., дает возможность сравнить сопротивление узких и широких катеров (рис. 60). Главная цель этого исследования заключалась в том, чтобы отыскать оптимальную форму быстроходного полуглиссера. В результате была составлена диаграмма (рис. 61), отражающая влияние ширины пяти разных моделей при
|
|
|
различной скорости.
Форма шпангоутов пред-
|
|
|
Рис. 60. Эта группа моделей быстроходных моторных катеров исследовалась в Вашингтоне в опытовом бассейне Дэвида Тейлора. Все модели имели одинаковую форму при изменяемых отношениях длины к ширине. Результаты этих испытаний (серия ТМВ-62) служат ценной основой для определения влияния ширины на сопротивление.
|
|
|
ставленных моделей показана на рис. 48, а. Необычные соотношения между длиной и шириной моделей придают исследованиям этой серии особую ценность. Крайние значения таких соотно
|
|
|
|
|
|
шений вряд ли когда-либо будут использованы, однако они позволяют лучше определить влияние слишком большой или малой ширины. К счастью, эта в высшей степени интересная группа моделей исследовалась в большом диапазоне скоростей. Кроме того, каждая модель подвергалась замерам при малом, среднем и тяжелом водоизмещении.
На диаграмме (см. рис. 61) можно увидеть три главные и четыре вспомогательные или промежуточные зоны. Поскольку экспериментальные катера при одинаковом водоизмещении имели различную длину, диаграмма построена не по коэффициенту скорости, а по водоизмещению (у самого малого катера D = 0,5 м3), у самого большого — D = 100 м3).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|