|
|
|
|
|
|
|
|
щего катера или по фотографии и с достаточной точностью сделать вывод о действительной скорости. Как много рекламных фотографий и фантастических подписей под рисунками нетрудно разоблачить благодаря этому! Например, под фотографией 12-метрового моторного катера написано: сфотографирован при скорости 28 км/ч, а по изображению видно, что образовавшаяся волна на 50% длиннее катера. По таблице в этом случае получается,
что длине волны до 18 м соот-
|
|
|
|
|
|
|
ветствует скорость менее 20 км/ч. Следовательно, данные подри-суночного текста совершенно не соответствуют действительности!
Рис. 21 логически обосновывает применение широкого транца. Между тем при повышенных скоростях можно применять и заостренную корму. Кормовую часть днища быстроходных катеров с заостренной кор
|
|
|
|
|
|
|
мой нужно сконструировать такой, чтобы она, подобно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 23*. По этой диаграмме для каждого коэффициента скорости R можно установить длину волны в долях длины катера по ватерлинии. Например, при R = 3 возникает волна, равная 0,44 длины катера; причем, если R = = 6,4, длина волиы вдвое превышает длину судна. Показана точка наибольшего волнового сопротивления при R = 5,25.
/ — етношение длины волна к длине катера.
|
транцу, обеспечивала необходимую опору. Приподнятая вель-ботная корма (типа каноэ) в подобных случаях недопустима. Она будет безнадежно погружаться в подошву волны задолго до получения ожидаемой скорости.
Катер с заостренной кормой и, несмотря на это, хорошо не
|
|
|
сущей кормовой частью днища изображен на рис. 24, где видно, как днище становится все более плоским к корме, что создает необходимую для высокой скорости опорную несущую поверхность. Вид сверху показывает: оконечность кормы достаточно тупая, и поэтому несущая ширина оказывается большой. В известной степени получается «чистый транец», скрытый заостренной обшивкой бортов в корме. Разумеется, на применении плоской формы днища благоприятно сказывается небольшой вес катера —следствие хорошо продуманной легкой конструкции корпуса.
Точное название формы кормы «Бартендера» и других подобных катеров до сих пор не установлено, но как в скандинавских водах, так и в дельте Ла-Платы применяют многочисленные варианты катеров, у которых заостренная корма скомбинирована с плоской частью днища.
ЗГ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|