|
|
|
|
|
|
|
ление их увеличится в значительной степени. Катера со средними скоростями (полуглиссирующие) будут иметь преимущество, поскольку у них сопротивление формы становится относительно меньшим с увеличением скорости.
Однако не следует смешивать сопротивление с мощностью. По закону о квадратичном увеличении сопротивления при увеличении скорости в два раза возникает четырехкратное сопротивление (что в основном совершенно правильно). Однако это сопротивление нельзя преодолеть четырехкратно увеличенной мощностью двигателя, так как мощность равна именно сопротивлению, помноженному на скорость. Если сопротивление повышается в квадрате, то для получения мощности его необходимо еще раз помножить на скорость. Иными словами, мощность повышается в третьей степени — в кубе увеличения скорости. Удвоенная скорость возбуждает четырехкратное сопротивление, но при этом требуется 2x2x2 = 8-кратная мощность двигателя!
|
|
|
|
|
|
5. Обводы катера и волнообразование
Как сделать обводы катера соответствующими волнообразованию, если для каждой скорости характерна другая длина волны? Не выдвигается ли здесь неразрешимое требование?
Это важное требование выполнимо на практике. Тихоходные суда (рис. 19 и 20) идут обычно более чем на одной длине волны.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 19. Типичный гамбургский портовый моторный баркас на волне. При скорости 14 км/ч и R= 4,2 длина волны лишь немного меньше длины баркаса по ватерлинии. Вторая вершина волны выгодно расположена над гребным винтом.
/ •— длина волны; 2 г- длина судна по ГВЛ.
|
|
|
|
|
|
При выборе обводов быстроходных катеров должна учитываться высокая скорость, в большинстве случаев — наибольшая; волнообразованию, соответствующему этой скорости, должны отвечать обводы катера. Большие суда, в том числе и моторные яхты, проектируют и строят для одной скорости, рассчитанной на длительное плавание.
При заказах всегда возникает дилемма: быстроходные суда плавают с невысокой скоростью. Форма таких судов действительно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|