|
|
|
|
|
|
|
В среднем половина мощности двигателя моторного катера используется на преодоление сопротивления трения. В области пика сопротивления, когда R = 5,25, доля трения снижается до V3 полного сопротивления, поскольку на волнообразование затрачивается большая часть сопротивления. При очень медленном движении во время дрейфа полное сопротивление практически целиком состоит из трения (рис. 17).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 ~'*1,5 2 2,5 3 4 5 в 7 8 9 10 12 П 16 18 20
Рис. 17. Соотношение основных видов сопротивления. На очень малом ходу при R = 1 возникает только сопротивление трения. Резко поднимается большой пик сопротивления при R = 5,25; он зависит от усиления волнообразования, сопротивление от которого составляет здесь У3 полного сопротивления. При наибольшем ходе до R — 20 волнообразование понижается настолько сильно, что сопротивление от него становится почти равным также значительно пониженному сопротивлению трения. Силуэты судов показывают соотношение типов катеров и значений относительной скорости R = vlV L.
1 — сопротивление формы; 2 — сопротивление трепня.
До сих пор говорилось о сопротивлении трения как о чем-то неизменном, но его действительное значение определяется состоянием подводной части судна. Чем больше ее шероховатость, тем сильнее трение воды. При обрастании днища трение может возрасти на 50 или даже 100% по сравнению с нормальным. В случае очень сильного обрастания трение иногда увеличивается даже в три раза по сравнению с трением при гладком днище.
Воздушное сопротивление в основном зависит от размера и формы надводной части судна, т. е. от корпуса катера с надстройками и соответствующего такелажа. В среднем оно составляет 2—3% полного сопротивления. Но это действительно лишь в идеальном техническом смысле, а именно, для безветренных дней, когда сопротивление воздуха возникает лишь от потока, образуемого движением катера, и таким вводится в расчет. При
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|