|
|
|
|
|
|
|
|
глиссированию, при низких скоростях создают большее сопротивление, чем округлые. Поэтому необходимо знать, в каких пределах относительных скоростей лучше всего происходит переход. Пока не превышен коэффициент скорости R = 10, округлая форма шпангоутов имеет некоторое преимущество. Если же
|
|
|
|
|
|
|
это значение превышено, то постепенно становятся очевидными преимущества остроску-лых шпангоутов. Хотя круглоскулые катера до значения R = 15 или R = 16 могут еще соперничать с остроску-лыми, все же легкие остроскулые катера при R > 10 и тяжелые при R > 12 или R > 14
|
|
|
Рис. 14. При возрастающей относительной скорости возникает частичное глиссирование — переходный режим. Волнообразование становитси меньше, динамическая подъемная сила стремится приподнять катер из воды.
|
|
|
|
|
|
имеют преимущество из-за уменьшенного сопротивления
Полное (чистое) глиссирование. В случае дальнейшего повышения относительной скорости часть статического водоизмещения становится все меньше, пока наконец вес катера не будет поддерживаться динамически. Наступает режим полного глиссирования, начинающийся при соответствующих обводах и при коэффициенте скорости R — 20 (рис. 15).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 15*. В состоянии полного глиссирования волны не образуются. Вес катера поддерживаегси динамической подъемной силой.
На малом моторном катере начало глиссирования тотчас ощущается. Катер с этого момента реагирует на малейшее образование ряби на водной поверхности заметным вздрагиванием. Одновременно ухудшается устойчивость на курсе и наблюдается тенденция к дрейфу, если этому не препятствует плавник, устанавливаемый под днищем катера. Водитель может точно определить, с какого момента катер больше не плывет по воде, а скользит по ее поверхности.
При каждом соприкосновении с водой глиссирующий катер хотя бы немного углубляется. Строго говоря, даже при наивысшей скорости глиссирования имеется остаточная часть статиче-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|